?

Log in

No account? Create an account

Sun, Jul. 24th, 2016, 06:23 pm
Именование кораблей ВМС США (Ч-1)

Оригинал взят у rochensalme в Именование кораблей ВМС США (Ч-1)
В ходе своей истории военный флот США развился в самый многочисленный и мощный флот в мире. Его корабли стали инструментом внешней политики страны и предметом гордости ее граждан. Применение при проектировании и постройке кораблей самых последних достижений науки, делают современные корабли ВМС США лучшими в мире.

Соответственно, существует серьезный и ответственный подход в вопросе наименования кораблей. К процессу выбора имени подключены государственные структуры и общество, а результат этого выбора активно обсуждается, иногда вызывает широкий резонанс. Результат этого выбора корабль несет на борту всю его жизнь, а потом еще перейдет и потомкам.

В ВМС США корабли переименовывают не часто, как правило, по очень веским причинам. Примеры можно отыскать и в истории, и в современном боевом составе. Но найти, для примера, такую цепочку, как: «Советский Союз» - «Рига» - «Леонид Брежнев» - «Тбилиси» - «Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов», вряд ли получится.

13 июля 2012 года, Флот предоставил Конгрессу доклад на 73 страницы, в котором изложил свою политику и методы выбора названий принимаемых в свой состав кораблей.

Об этом докладе, с некоторыми отступлениями, дальше.

Правила присвоения имен кораблям американского военного флота, развивались на протяжении долгого времени и изменялись в соответствии с процессом развития ВМС. Но Флот, все это время, пытался быть систематическим в обозначении своих кораблей - определенные типы имен присваивались определенным типам кораблей.

Торпедные подводные лодки, например, сначала, назывались, как рыбы, позже, как города, а в последнее время их называю именами штатов, в то время как крейсера, одно время, назвались по имени городов, позже - штатов, еще позже - названиями сражений. Названия штатов присваивались линкорам, позже крейсерам с ядерной силовой установкой и субмаринам с баллистическими ракетами, а теперь ними именуются многоцелевые подводные лодки.

Названия кораблей Военно-морских сил США традиционно выбираются и оглашаются Министром ВМС. Но так было не всегда.

Военный флот США прослеживает свою родословную до 13 октября 1775 года, когда Акт Континентального Конгресса разрешил строительство первого корабля для нового флота Объединенных Колоний. В конце 18-го и вначале 19-го столетия у американского флота не было никакой формальной процедуры по обозначению судов. Названия кораблей в Континентальном флоте и раннем Федеральном флоте, происходили от множества источников и чтобы подчеркнуть, все еще крепкие узы многих американцев с Великобританией, первое вооруженное торговое судно нового Континентального флота назвали Alfred - в честь Альфреда Великого, короля Уэссекса, которому приписывают основание английской военно-морского флота. Другое – фрегат Raleigh, был назван в ознаменование мореходных деяний сэра Уолтера Рэли. Некоторые суда чтили патриотов и героев своего времени, таких как Хэнкок и генерал Грин, другие ознаменовали молодые национальные идеалы и символы – «Конститушн», «Индепенденс», «Конгресс». С тех времен прослеживается и такие известные сегодня названия кораблей, как «Энтерпрайз», «Дилиджент»,  Argus, «Хорнет», «Уосп».

Только 3 марта 1819 года, Конгресс принял закон, который возлагал ответственность за названия кораблей военного флота на Министра ВМС. Этот Акт гласил: «Все суда, флота Соединенных Штатов, построенные сейчас или которые будут построены в дальнейшем, должен называть Министр ВМС, под руководством Президента Соединенных Штатов, согласно следующему правилу: таковые из первого класса нужно назвать именами Штатов этого Союза; таковые из второго класса - названиями рек; и таковые из третьего класса – названиями основных и других городов. При этом заботясь, что бы никакие два судна флота не должны носить одновременно одно и то же самое имя». Последнее положение остается в кодексе Соединенных Штатов и сегодня.

Таким образом, Министр ВМС получил право называть новые корабли, но делает это он, учитывая рекомендации Конгресса и президента, и в соответствии с утвержденными правилами и соглашениями.

Как в любых правилах бывают исключения, так и в правилах наименования кораблей американского военного флота таковые случаются. Противоречия, чаще всего, возникают, в тех случаях, когда кораблю хотят присвоить имя какого то заслуженного человека, в то время когда правила предписывают давать кораблям этого типа или класса другие названия.

Например, субмарины с баллистическими ракетами Огайо - класса, назывались по имени штатов, но одна - SSBN-730, была названа по имени Сенатора Генри Джексона, который умер при исполнении служебных обязанностей, прямо в своем кабинете, в 1983 году. Многоцелевые подводные лодки класса Лос-Анджелес назвались по имени городов, но одна - SSN-709, была названа именем Адмирала Хаймана Г. Риковера, который служил много лет директором ядерной программы Флота. Тайкондерога - класса крейсерам присваивались названия сражений, но один был назван по имени Томаса С. Гейтса, бывшего Министра ВМС и Министра обороны.

Сегодня уже считается, что делать исключения к правилам обозначения судна, на усмотрение Министра ВМС, это одна из самых старых традиций американского флота. А походит она со времени строительства первых шести фрегатов для ВМС США, утвержденного Актом 1794 года. Тогда Джордж Вашингтон попросил, чтобы названия первых шести кораблей недавно сформированного флота, были вдохновлены американской Конституцией. Не прошло много времени, прежде чем это первое соглашение было нарушено. После USS Constitution, USS United States, USS President, USS Congress и USS Constellation, Морской Секретарь (Министр ВМС) Бенджамин Стоддерт произвольно решил назвать шестое судно - USS Chesapeake.

Акт от 12 июня 1858 года включал слово «пароход» в спецификацию типа судна, а также официально определил классы кораблей с точки зрения их вооружения – корабли, имевшие 40 орудий или больше, относились к «Первому классу», а те, которые несли меньше чем 40, но больше чем 20 орудий, считались «Вторым классом». Источник имени для кораблей второго класса был расширен и теперь включал основные города так же, как и реки.

Беспрецедентное расширение флота во время Гражданской войны вынудило внести очередные изменения в закон регулирующий правила обозначения кораблей. Акт от 5 августа 1861 года, уполномочил Министра ВМС, менять имена любых судов, купленных для использования Морского министерства. Это положение, также, остается в действующем законодательстве США.

Гражданская война расширила флот до размеров, не мысленных в довоенные времена. Больше чем 200 новых кораблей и судов были построены, и еще 418 были куплены для нужд ВМС. Броненосцы, мониторы, речные пароходы мелкого проекта, попадали в новые категории классификации. Новых и приобретенных для военного флота кораблей было так много, что появления большого количества новых имен для их обозначения, на некоторое время, образовало путаницу. Hartford, Brooklyn, Ticonderoga и Monongahela смешались с Trefoil, Stars and Stripes, Penguin, и Western World. Много корабли, включая канонерские лодки и мониторы, носили имена индейского происхождения, такие как Owasco, Sagamore, Saugus и Onondaga. Четырем крупным мониторам, заложенным, но никогда не законченным, дали такие скороговорки, как Shackamaxon, Quinsigamond и им подобные. Один из больших океанских броненосцев был, достаточно подходяще, назван New Ironsides (Ironsides – прозвище конницы Оливера Кромвеля). Некоторые суда, приобретенные для военного флота, были известны такими странными именами, как Hunchback (Горбун), Midnight (Полночь), Switzerland (Швейцария). В такой обстановке, некоторые усилия военно-морского ведомства придать процессу порядок, не проясняли ситуацию, а скорей на оборот. В 1869 году, тогдашний Министр ВМС, которому не понравились индийские имена кораблей, переименовал большое их количество античными именами - Centaur, Medusa, Goliath и Atlas. Но, несколько месяцев спустя, его преемник поменял большинство имен снова назад.

Незадолго до конца прошлого столетия, законодательство было изменено, чтобы отразить замечательные изменения, имевших место в американском военном флоте, связанных с заменой деревянных парусников с дульнозарядной артиллерией на стальные корабли с орудиями заряжаемыми с казенной части. Акт от 4 мая 1898 года, определил, что «…все первоклассные линкоры и мониторы, должны быть названы по имени Штатов, и не должны быть названы по имени любого города, места, или человека, пока названия Штатов не будут исчерпаны…».

В начале 20-го столетия, имена штатов носили линкоры, бронированные крейсера и мониторы. В то же время строительство линкоров продолжалось в больших количествах и Флот начал испытывать нехватку этих имен для их наименования. Очередной новый Закон заявил, что, в дальнейшем, носить имена штатов могут только линкоры, а мониторы и бронированные крейсера должны быть переименованы именами городов тех штатов, именами которых назывался корабль ранее. Таким образом, были освобождены названия штатов для обозначений новых линкоров. Мониторы «Флорида» и «Невада», например, стали «Таллахасси» и «Тонопой», а бронированные крейсера «Мэриленд» и «Западная Вирджиния» стали «Фредерик» и «Хантингтон». К 1920-му, имена штатов стали доступны только для линкоров и, соответственно, этими именами они и назывались. За одним исключением - USS Kearsarge (BB-5).

В 1894 знаменитый шлюп времен Гражданской войны «Кирсадж» сел мель в Карибском море и получил повреждения, которые сделали невозможной его дальнейшую службу в ВМС. Но во Флоте была такая большая привязанность к этому кораблю, что Министр ВМС, с одобрения Конгресса, увековечил память о знаменитом корабле, назвав его именем новый линкор. BB-5 стал единственным американским линкором, который не был назван по имени штата.

(продолжение следует)


По D. R. Bouchoux, N. Polmar, R. O'Rourke , S. LaGrone, Naval History and Heritage Command, S.Morison и др.