?

Log in

No account? Create an account

Sun, May. 3rd, 2015, 05:28 pm
Августовский канал и Неман. Республика Беларусь. 13.06.2009г. Часть 1.

Оригинал взят у akadaha_z в Августовский канал и Неман. Республика Беларусь. 13.06.2009г. Часть 1.


 

Вот и побывали мы на уникальном гидротехническом сооружении начала 19 века, которое частично проходит по территории Гродненской области Республики Беларусь – на Августовском канале. Полученные впечатления и эмоции превзошли все ожидания, несмотря на то, что и половина белорусского участка канала нами не была пройдена. Увиденного с избытком хватило для первого знакомства с этой примечательной туристической водной системой, и для того, чтобы напоследок, как обычно, сказать – «хотим ещё».


 

 

 

Начинается Августовский канал с озера Сервы, находящемся на территории Польши неподалеку от городка Августов. Именно в честь этого города и получил он свое название. Далее водный путь проходит по своей естественной природной части через реки Бебжу и Нетту, на которых небольшие участки зарегулированы шлюзами и обводными каналами. Затем начинается искусственный участок канала с системой шлюзов через озера, который выходит к реке Черная Ганча. Заканчивается водный путь отрезком прямого канала, упирающемся в реку Неман.


взято здесь

История проектирования Августовского канала уходит в далекий 1821 год, когда немецкое правительство ввело для поляков непосильно большие таможенные пошлины на границе Восточной Пруссии при выходе в Балтийское море. Министр финансов Царства Польского Ксаверий Друцкий-Любецкий и польский общественный деятель Станислав Сташиц предложили сделать обводной канал, и под руководством генерала Игнатия Продзинского был составлен проект. Уже в 1824 году, после его рассмотрения технической комиссией, Александр I принял решение о строительстве канала. Самого факта, что началось строительство, оказалось достаточно для того, чтобы таможенная политика со стороны Восточной Пруссии изменилась в лучшую сторону, и свое стратегическое значение Августовский канал потерял, хотя даже еще не был достроен. Тем не менее, строительнство продолжилось, канал был достроен и немного использовался для местной перевозки грузов. Интересный факт, что уже в 1905 году возникла идея туристического использования канала – водились пешие и конные экскрурсии. Однако, в первую мировую войну часть шлюзов были искалечены, и в 1921 году на канале снова закипели строительные работы. Снова вернулись туристы, по маршруту Гродно-Августов-Гродно стали ходить два колесных парохода.







Началась Вторая мировая война, оставившая после себя практически полностью разрушенные шлюзы и технические сооружения канала.

Вот так совсем недавно выглядел шлюз Немново - как же мне эти виды напоминают Варшавский шлюз на Тихвинской водной системе!




Фотографии из музея Августовского канала в Немново


В 60-е годы Августовский канал был реконструирован на территории Польши, и стал успешно использоваться как значимый туристический объект. Начало 21 века стало удачным уже и для судьбы канала на территории Республики Беларусь. Были проведены обширные восстановительные работы, и с 2007 года Августовский канал стал снова действующим на всей своей протяженности.

 

Вот так он и соединяет бассейн польской реки Вислы и белорусский Неман, пронося свои воды на протяжении 103 км через 18 шлюзов, 22 шлюзовые камеры и множество водопропускных плотин и мостов. 80 км водного пути проходит по территории Польши, и остальные 23 – по территории Белоруссии. На Белорусском участке канала находится 3 шлюза – Немново, Домбровка и Волкушек, и 5 распределительных шлюзов. По каналу ходит два теплоходика – РБ-17 «Неман», построенный специально для канала на Пинском судостроительном заводе в 2006 году, и старенькая «Ольга Соломова», на которой мы душевно и прокатились.


Старт нашей водной мини-экспедиции был назначен на 13 июня 2009 года из города Гродно. Закупившись провизией, 16 человек с неподдельным восторгом погрузились на небольшую «Ольгу Соломову» и отправились в путь по реке Неман на встречу с Августовским каналом.





Позади остается Гродно.



Впереди встречный белорусский флот (специально для Михаила Архипова)





Узенький Неман поразил красотой своей природы.







Несмотря на отсутствие каких-либо особенных природных ландшафтов, очень радовали глаз обычные камушки и сосенки на берегу, причудливые островки, немного отвесный правый берег, а особенно птицы, обитающие в этих местах, и радостно-испуганно «встречающие» приближающийся теплоход. В основном это красавцы лебеди. Конечно, на них была устроена фотоохота, закончившаяся достаточно удачно для обоих сторон. И мы, и лебеди, хорошо успели изучить поведение друг-друга, поэтому нам достались редкие кадры с этими прекрасными птицами, а у них в итоге отпала надобность взлетать при нашем приближении.









Помимо лебедей, попадались и «царицы» всех птиц – утки, и даже несколько одноногих аистов.





Вот такая забавная обстановка на Немане:





Если идти по Неману из Гродно, то вход в Августовский канал появляется за резким поворотом налево. Неман убегает вперед к литовской границе,



а мы поворачиваем в сторону польской.



Буквально через 1 км пути по Августовскому каналу находится судоходный шлюз Немново (ударение на второй слог). Если смотреть с другой стороны, то получается примерно 102 км канала.









Продолжение...

Часть первая. Неман. Начало Августовского канала.
Часть вторая. Августовский канал. Шлюз Немново. Музей канала. Шлюзы-регуляторы Куркуль и Черток.
Частья третья. Августовский канал и Неман на обратном пути.