?

Log in

No account? Create an account

Fri, Oct. 7th, 2016, 11:16 pm
На поезде в лес. Петербург - Будогощь - Хвойная

Оригинал взят у nord_ursus в На поезде в лес. Петербург - Будогощь - Хвойная
Когда-то из Петербурга в Москву был альтернативный путь по железной дороге. Медленный поезд целые сутки тащился через густые леса по тепловозной однопутке, останавливаясь на каждой станции. Теперь Мологско-Савёловский ход, проходящий через станцию Сонково, пришёл в упадок, но по нему ещё ходят пригородные поезда в виде тепловоза с вагонами, дающие возможность рассмотреть эти загадочные места с тихими лесными полустанками. У путешественников наибольшей популярностью пользуется "Савёловская глухомань" в Тверской области, а я в середине июня съездил на менее известный участок до станции Хвойная, куда можно в течение одного дня доехать из Петербурга.



Съездить в лесные новгородские края я решил лишь на один день, оставив более продолжительную поездку на будущее. Доехав до Хвойной в течение дня, и осмотрев посёлок вечером, обратно в Питер я поехал уже ночью, редким пассажирским поездом Сонково - Петербург.

13 июня, с утра наскоро собравшись, я приехал на Московский вокзал около 12 часов, где меня уже ждала электричка ЭТ2М постройки 2002 года. Где-то у одного из перронов стоит "Невский экспресс", где-то "Сапсаны", а у меня своя дорога — поездом в лес! (ведь название посёлка Хвойная уже намекает на главную его сущность) Для начала — три с половиной часа на электричке до посёлка Будогощь у границы с Новгородской областью, где я уже был в октябре 2014 года.

2.



Сначала уже знакомые места, — Обухово, Рыбацкое, потом город заканчивается, и через 40 минут узловая станция Мга. А после неё начинается однопутное Будогощское направление, которое я уже показывал подробно в снимках, сделанных туманным осенним утром. Чем дальше от Питера, тем гуще становятся леса.

На маленьком разъезде Жарок делаем 15-минутную остановку под скрещение (линия ведь однопутная). Я ожидал, что навстречу нам поедет другая электричка.

3. Но сначала был грузовой — наливной под тепловозом 2ТЭ116 в необычной для наших мест расцветке. Идёт он, скорее всего, с киришского нефтезавода. И если так, то странно, что под тепловозом.



4. А ещё минут через десять подошла и встречная электричка Будогощь - Петербург.



5. Вскоре проехали пересечение с веткой Чудово - Волховстрой, потом мост через Волхов, а потом моя электричка прибыла в Кириши, где вышла основная часть пассажиров. Этот город я тоже посетил осенью 2014 года, но с тех пор здесь успели построить новый вокзал.



6. После Киришей — ещё одно скрещение, где снова моя электричка пропускает встречную, а не наоборот. Около 10 минут по расписанию стоим на станции Пчёвжа.



И наконец в 15-56 прибываем на станцию Будогощь. Выходя из вагона на высокую платформу, я обратил внимание, что, хоть станция и конечная, навстречу тоже заходят пассажиры. Дело в том, что через 50 минут электричка уже поедет обратно в Питер.

7. А чуть подальше, у низкой платформы, уже стоит тепловозный пригородный поезд, только что прибывший из Хвойной, куда отправится тоже через 50 минут. Таким образом, между электричкой из Питера и "кукушкой" (так иногда называют такого рода поезда) из Хвойной происходит своего рода обмен пассажирами, где на перерыв уходит чуть меньше часа.



Будогощь — классическая станция стыкования электрификации с тепловозной тягой, расположенная на границе областей, где электрички из Питера приходят к высокой платформе, а "кукушка" в лесную тепловозную даль отправляется от низкой. Ближайшие аналоги — Оредеж и Кузнечное. Я перемещаюсь из электрички в поезд до Хвойной вместе с другими пассажирами, — в "кукушке" я замечал те же лица, которые видел в электричке. Народу много, поэтому прежде, чем прогуляться по посёлку, я решаю оставить в вагоне рюкзак, чтобы занять место.

8. Вот так в Будогощи выглядит привокзальная площадь. В кадре видна электричка, на которой я приехал.



Как уже сказано, я был в этом посёлке в золотую осень 2014 года. Тогда я провёл здесь полдня в ожидании поезда на Тихвин, а в этот раз ограничился получасовой прогулкой по прилегающим к вокзалу улицам.

9. А Будогощь такая же уютная и тихая, как два года назад.



10.



11. Перед возвращением на вокзал я зашёл в "Магнит" закупить недостающую часть провизии. А когда пришёл, к поезду уже прицепили тепловоз в нужную сторону. ДМ62 и три сидячих вагона, из которых почему-то действовали только два, а хвостовой всю дорогу был закрыт и ехал пустым. При этом пассажиров много, первое время несколько человек даже ехали стоя.



12. А окружающий железнодорожный мир я теперь снова обозреваю через окно поезда. В 16-50 поезд дал гудок и медленно покатился. На соседнем пути лесовозный состав, а сверху последние метры контактной сети. Начинается тепловозная тяга и Новгородская область!



Сбоку вглубь леса ныряет глухая ветка Будогощь - Тихвин, по которой единственный поезд ходит раз в неделю, а мой поезд набирает скорость, покидая пределы Ленинградской области.

13. Закончился посёлок, вокруг вырастает лес. Всматриваясь два года назад в уходящую в эту сторону железную дорогу, я представлял себе нечто загадочное за поворотом рельсов, дальше которого я не заглядывал, и думал о том, как однажды туда поеду. Теперь оно свершилось. Казалось бы, ничего неожиданного там нет, — лес, рельсы, тепловозы, но ведь интересно всё-таки!



14. Места здесь живописные и довольно глухие. Однопутная железная дорога идёт почти по лесному коридору, где ветки едва ли не скребут по вагону. Лес сменяется верховыми болотами, потом опять болота — лесом.



15. А иногда бывают остановки на вот таких полустанках, где роль перрона исполняет переезд на какой-нибудь грунтовке. На самом деле, такие тепловозные поезда стали уже по-настоящему одним из символов русской глубинки.



16. А это — первая на нашем пути станция. С красивым названием Тальцы-Мологские, через полчаса после Будогощи. Вокзал тут типовой, — такой же я помню на станции Видлица в Карелии.



17. Деревня Тальцы:



Железная дорога, по которой я еду, а точнее — участок от Мги до станции Овинище в Тверской области, была построена в первые годы после революции, — движение тут открылось в 1923 году, соединив напрямую Питер с уже построенным к тому времени в несколько этапов Савёловским ходом от Москвы. А за этой линией закрепилось неофициальное название "Мологский ход", возникшее от реки Мологи — главной водной артерии лесного края на стыке Новгородской, Тверской и Вологодской областей. Железная дорога с ней пересекается в городе Пестово.

18. Поезд на довольно большой скорости мчится всё дальше, приветствуя леса и болота протяжным гудком тепловоза.



19. Полустанок Хотцы:



20. А через ещё несколько километров за окном показался довольно крупный посёлок. В некоторых постройках вдоль путей угадываются старые железнодорожные дома.



Это ПГТ Неболчи с населением 2 тысячи жителей, где я уже был зимой во время поездки на медленном поезде по глухоманной ветке Окуловка - Неболчи, связывающей Мологский ход с магистралью Петербург - Москва. Таким образом, короткий участок Мологского хода я уже успел увидеть до поездки в Хвойную.

21. Станцию Неболчи я вижу второй раз, но теперь уже в летнем облике. Здесь, пожалуй, самый красивый на этой линии вокзал, — деревянный, ещё дореволюционного проекта. Здесь вышла почти половина пассажиров.



Неболчи — довольно оживлённый посёлок. Хоть он и не районный центр (таковым является ПГТ Любытино), но с достаточно развитой промышленностью: помимо леспромхоза, здесь есть построенный в 2011 году горно-обогатительный комбинат при добыче кварцевого песка.

22. Ну и, конечно, местный железнодорожный узел. Ветка на Окуловку увиливает в лес и выглядит как будто подъездной путь к какому-то заводу.



23. А мы едем всё дальше. Хоть и направление не северное, места здесь, за Неболчами, ещё более дремучие, и некоторые пейзажи напоминают Карелию и Вологодскую область. Это районы Новгородчины, наиболее удалённые от областного центра.



24.



25. Некоторые остановки здесь выглядят вот так. На минуту замолкает стук колёс, и за окном вагона воцаряется тишина с шумом шелестящей на ветру листвы вековых берёз и пением птиц.



26. А местами возле путей можно увидеть вот такие постройки. Скорее всего, путейские домики, но выглядят будто охотничьи избушки.



27. На каждой остановке поезд кого-нибудь высаживает. Постепенно, ближе к конечной станции, вагоны пустеют.



28. Глухие деревни, в которых эта железная дорога является чуть ли не единственной дорогой вообще. Кроме неё, во многие из местных деревень ведут только грунтовки, которые, наверное, во время дождей становятся непроезжими.



29. Позади Неболчи и Теребутенец, а это станция Киприя. Местные названия звучат как музыка. Деревянный вокзал здесь, видимо, тоже времён постройки дороги.



30. Деревня Киприя:



31. И маленький памятник Героям Войны рядом со станцией:



32. И снова лес:



Видео:



33. Посёлок Анциферово:



34. И станция Анциферово-Мологское. Хоть и название очень длинное, но одно из моих любимых в этих краях. Уж больно красиво звучит.



К сожалению, нельзя не сказать о том, что пассажирское сообщение на этой железной дороге сильно поредело в последние годы. Единственный поезд дальнего следования Петербург - Сонково теперь ходит здесь всего раз в неделю, а две пары пригородных Будогощь - Хвойная ещё не так давно были ежедневными, а теперь одна пара ходит три раза в неделю, а другая только два. От Хвойной до Пестово, увы, пригородное сообщение полностью отменено.

35.



36. Разъезд Соминка, стоящий в сосновом бору:



37. Здесь, когда пассажиров в вагоне уже осталось довольно мало, установилась какая-то особенная атмосфера, когда хочется дремать, иногда поглядывая на проплывающую за окном новгородскую глушь. Наступает вечер, а обратно я через эти места поеду уже этой ночью.



38. На полминуты с железной дороги видно озеро Ракитинское:



39. А это станция Ракитино, названная по деревне в 6 километрах отсюда. Находится в посёлке Лесной.



За что, кстати, я особенно люблю пригородные поезда из ломокотивов с вагонами, — в них топят титан, а значит, есть кипяток, как в поездах дальнего следования. Пополняю запасы кипятка в термосе для предстоящей прогулки по Хвойной. Непривычно для пригородного поезда.

40.



41. Последняя остановка — посёлок Песь, названный по одноимённой речке:



42. На станции Песь — уютного вида деревянный вокзал среди сосен. Несмотря на малодеятельность этой ветки, все станции здесь в чистом и опрятном виде.



После Песи вплотную к железке подходит местная автодорога Хвойная - Анциферово - Любытино, которая последние 10 километров пути до Хвойной идёт рядом и видна из окна поезда.

43. И наконец, по расписанию, в 19-54, — конечная станция Хвойная. Немногочисленные оставшиеся пассажиры расходятся, а от поезда отцепляют тепловоз. Вскоре приедет маневровый и отвезёт вагоны на пути отстоя в дальнем конце станции. А мне в Хвойной предстоит провести весь оставшийся вечер и даже начало ночи, а затем возвращаться в Питер в сидячем вагоне ночного поезда Сонково - Петербург.



44. Хвойная — тоже весьма опрятная и аккуратная станция, хоть и поезда тут даже не каждый день ходят. Обшитый жёлтым сайдингом вокзал, по-видимому, тоже 1920-х годов постройки. В зале ожидания была маленькая выставка детских рисунков из местной школы на тему родного посёлка.



А вот что это за посёлок, — узнаем в следующей части.

Sat, Oct. 8th, 2016 08:01 am (UTC)
ural_spotter

Спасибо! Интересные места!